цифровые технологии и качественный звук

Октябрь этого года выдался в Москве богатым на аудиошоу. Сначала одна за другой прошли две международные выставки Moscow Audio Show и Moscow Hi-End Show, а в конце месяца, с 21 по 24 октября – выставка отечественной авторской аудиоаппаратуры «Российский Hi-End». Интересно, что это уже вторая в этом году выставка отечественной аудиотехники. Первая, весенняя, завершилась 1 апреля. По всему видно, что, начиная со следующего года, выставка «Российский Hi-End» будет проходить теперь осенью, как того и хотели многие из её участников.

13-я выставка «Российский Hi-End», как и раньше, проходила в Конгресс-центре Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ). В выставке приняли участие многие постоянные участники и «новички». Было представлено большое количество разнообразной звуковоспроизводящей аппаратуры.

Прослушивания, которые проводились в помещении зала «Эксклюзив» на первом этаже Конгресс-центра, показали, на мой взгляд, ощутимый рост качества звуковоспроизведения представленных аудиосистем. Во всяком случае, большинство из систем, которые мне удалось увидеть и услышать в этом зале, были более совершенными как по звуку, так и по внешнему виду, если сравнивать с двумя предыдущими выставками. Полезными и очень заинтересовавшими посетителей выставки были мастер-классы «Оценка звуковой сцены», которые проводил руководитель оргкомитета выставки, известный российский специалист Д.Г. Свобода.

Среди аудиосистем, запомнившихся своим качественным звучанием, можно отметить аппаратуру, представленную ООО «Razin & Musatoff», Лабораторией Георгия Крылова, Лабораторией Вадима Вязникова. В составе системы Лаборатории Вадима Вязникова заинтересовал простой с виду цифро-аналоговый преобразователь с USB-входом.

Однако внутри корпуса предельно минималистского дизайна оказался аппарат интересной конструкции, собранный с использованием самой передовой схемотехники. В качестве конвертера применена высококачественная микросхема AD1955, а USB-интерфейс – Edel U2S192 швейцарской фирмы ABC PCB, который поставляется вместе с драйверами для асинхронного режима работы. В ЦАПе используется собственный высокоточный тактовый генератор. В блоке питания ЦАПа установлено пять (!) трансформаторов: два (по одному на канал) – для питания цифровой части и два – для аналоговой части. Пятый трансформатор предназначен для обеспечения дополнительных функций преобразователя. ЦАП имеет отличные характеристики: величина джиттера, например, не превосходит 1 пс. А самое главное – он прекрасно работает, выдавая точный, воздушный звук, во всяком случае, в комплекте с акустическими системами Batti С.Д. Батя и усилителем Л. Зуева.

Лаборатория Ecosound представила новую разработку ES Static. Это ЦАП с усилителем для электростатических наушников Stax SR-009.

Звучание очень качественное: точное и натуральное. Я обратил внимание на воспроизведение знакомой мне аудиофильской записи, которая оказалась в компьютере на стенде Ecosound в виде файла 96/24. Речь идёт о композиции Speak Like a Child с тестового альбома The Ultimate Demonstration Disc Volume 2 (Chesky Records, 2008). В начале этой композиции, с третьей по шестую секунду, очень тихо, в высокочастотном диапазоне звучит перкуссия, записанная в правом канале. Далеко не все аудиосистемы, даже неплохие, воспроизводят эти звуки. ES Static и наушники Stax SR-009 прекрасно справились с этим фрагментом.

ЦАП имеет разнообразные цифровые входы, в том числе асинхронный USB, построенный на чипе XMOS. В схеме преобразователя – четыре независимых высоковольтных канала усиления, по одному на каждый электрод-статор наушников, отдельный усилитель для контроля поляризующего напряжения. Причём все каскады работают в классе А. Наличие аналогового входа, а также регулируемого выхода позволяет использовать ЦАП в качестве предварительного усилителя, да ещё с дистанционным управлением! Очень удачное новое устройство Лаборатории Ecosound, совмещающее в себе компактность, хороший дизайн и интересные технические решения, не говоря уже о высоком качестве звучания.

Несколько ЦАПов, в том числе с усилителями для наушников, были представлены новым участником выставки – ООО «Майкрофт». Эти портативные устройства имеют интересные схемные решения и хороший звук. Например, ЦАП MyST DAC 1866OCU V.2 оснащён релейно-резисторным регулятором громкости по схеме А. Никитина, позволяющим получить 128 уровней, да ещё с удобным «бесконечным» ходом ручки регулировки громкости. Звучание можно было оценить с помощью малогабаритных наушников, также выпускаемых «Майкрофтом». Стоимость ЦАПов «Майкрофт» – от 23 000 до 39 000 руб., наушников – от 6 300 до 8 500 руб.

Среди новых участников, появившихся на осенней выставке «Российский Hi-End», хотелось бы также отметить Лабораторию акустики Illuminati из Санкт-Петербурга, представившую акустические системы SeHi и усилитель Poweramp-01.

Полочная трёхполосная акустическая система выполнена на динамиках SEAS Excel и HiVi Swans. В комбинации с усилителем Poweramp-01 система обладает нейтральным звуком с высокой детальностью и достаточно артикулированным басом. Транзисторный усилитель Poweramp-01 собран по схеме без общей отрицательной обратной связи и работает в классе А. Несмотря на компактные размеры, в нём установлен достаточно мощный блок питания.

Ещё один новый участник выставки, но не новичок в производстве акустических систем, – компания tkbSound, показавшая акустику оригинальных конструктивных решений и усилители мощности класса D.

Характерная особенность акустических систем этой компании – высокая чувствительность, позволяющая с успехом использовать высококачественные ламповые усилители. В акустике tkbSound, которая, кстати, изготавливается и на заказ, применяются различные виды акустического оформления: рупоры, системы с открытым корпусом, а также закрытого типа.

Но, наверное, самым оригинальным экспонатом, представленным на выставке, была многополосная акустическая система Лаборатории RA. В этой системе динамики различного размера и характеристик имеют самостоятельное акустическое оформление с использованием рупоров и тоннелей разной конфигурации, и объединены в один общий корпус необычайно крупного размера. Несмотря на неоднозначное восприятие такой конструкции посетителями выставки, около этой системы во время её демонстрации всегда было много слушателей.

Тринадцатая выставка «Российский Hi-End», вопреки несчастливому числу, прошла успешно и доставила много приятных ощущений её участникам и посетителям. Будем надеяться, что осенью следующего, 2014 года состоится 14-я по счёту выставка, в 2015 году – 15-я и так далее… Магия чисел!

А. Агеев

Сайт Акустического центра МТУСИ − организатора выставки «Российский Hi-End»: lasinfo.ru

Вверх